Суббота, 2024-04-27 | RSS

ООП Перспектива
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательной школы № 80 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекса «Перспектива».
Образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
• пояснительная записка;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»;
• примерный учебный план УМК «Перспектива»;
• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»;
• программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Перспектива»;
• программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»;
• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»;
• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

В Программе развития образовательного учреждения (2009-2014уч.гг) отражены требования к современному образованию:
- во-первых, создание такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать, добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве;
- во-вторых, создание условий, содействующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Таким образом, проблема активного, творческого поиска, получения и восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Учебный процесс должен помочь учащимся раскрыть значение получаемых в школе знаний и показать их практическое применение в жизни. Необходимость решения этих проблем порождает потребность во введении новых педагогических технологий в учебный процесс.
В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными методами; развитие познавательных навыков учащихся, выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно участвовать в творческом исследовательском процессе.
Ведущие идеи программы
- Идея личностно-ориентированного подхода
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной.
Для формирования такой личности, динамичной перестройки образовательного процесса школы требуется широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированного подхода, который носит проблемно-направленный, творческий характер, предполагает приобретение знаний и их непосредственное практическое применение путем поиска и открытий нового, дает возможность развития общих и специфических способностей ребенка, приобретение им знаний, умения и желания ими пользоваться. Учащийся получает возможность развиваться соответствующим темпом в зависимости от способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса. Продуктом такой организации процесса образования выступает развивающаяся личность, подготовленная к универсальной деятельности.
- Идея социальной активности образовательного учреждения– субъекта образовательного пространства региона. Данная идея отражает необходимость активной позиции образовательного учреждения в выявлении образовательных потребностей субъектов социального заказа и привлечении из их числа заинтересованных в качественном, отвечающем конкретным потребностям образовании, к сотрудничеству на основе социального партнерства.
Характеристика и структура социального заказа
Социальный заказ современного общества ориентирован на удовлетворение потребностей:
- Общества: Переход к новым социально-экономическим отношениям вызвал изменение роли человека в обществе, пересмотр требований к нему как к профессионалу. На первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, общественная активность, коммуникабельность, социально-профессиональная мобильность.
- Государства: в увеличении интеллектуального потенциала страны, в активной социализации, гражданском, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, способного решать государственные задачи и нести за них ответственность.
- Региона: в сохранении и приумножении традиций, в обеспечении основных отраслей высококвалифицированными кадрами.
- Средних и высших профессиональных учебных заведений: в студентах и учащихся с высокой мотивацией к продолжению образования, осознанно выбравших профессию, с уровнем базовой подготовки, обеспечивающей успешное освоение профессиональных программ, способных к творческому поиску и интенсивному интеллектуальному труду.
- Учащихся и их родителей: в их социальной адаптации и интеграции, свободном выборе дальнейшей образовательной траектории, профессиональной успешности.
Цель программы развития: создание модели адаптивной школы, развитие и функционирование которой осуществляется в интересах личности учащихся.
Целью реализации образовательной программы является:
• создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
• достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Перспектива».
Задачи реализации образовательной программы :
• Достижение личностных результатов учащихся:
o готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
o сформированность мотивации к обучению и познанию;
o осмысление и принятие основных базовых ценностей.
• Достижение метапредметных результатов обучающихся:
• Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
• Достижение предметных результатов:
• Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Государственный статус образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 (МОУ СОШ № 80).

Лицензия бессрочная – № 12977 от 3 марта 2011 года выдана МО Свердловской области, серия 66 № 000215.
Свидетельство о государственной аккредитации – серия АА 144954 от 19.06.2006г., выдано МО Свердловской области.
Школа открыта 1 апреля 1980 года. Проектная мощность школы рассчитана на 650 человек. Фактическая численность на 1 сентября 2010 года составила 369 человек, из них 152 обучающихся начальной школы.
Образовательное учреждение работает в одну смену. Режим работы школы определяется шестидневной рабочей неделей, начало занятий в 8.30 утра. Продолжительность урока 40 минут.
Образовательное учреждение реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на трех ступенях обучения:
Начальное общее образование – 1-4 классы;
Основное общее образование – 5-9 классы;
Среднее (полное) общее образование – 10-11 классы.
Таблица 1
Наполняемость 1-4 классов
Год Общее
количество I
ступень Класс комплект из общего количества индивидуальное и домашнее обучение
2008-2009 120 5 3
2009-2010 115 5 -
2010-2011 152 6 1

Характеристика педагогического коллектива.
Педагогический коллектив начальной школы в целом стабилен, что обеспечивает достаточно высокое качество обучения.
Уровень квалификации Таблица 3
Количество/категория 2008-2009
чел. 2009-2010
чел. 2010-2011
чел.
1. Высшая кв. категория - - -
2. Первая кв. категория 5 5 6
3. Вторая кв. категория 1 1
4. Без категории - - -
5.Процент аттестованных 100% 100% 100%

Таблица 4
Образовательный уровень
год высшее незаконч. высшее среднее специальное среднее
2008-2009 4 (80%) - 1(20%) -
2009-2010 6 (100%) - - -
2010-2011 7 (100%) - - -

Таблица 5
Педагогический стаж
год до 3 лет 3-10 лет 11-20 лет 21-30 лет 30 и более лет
2008-2009 - 1 1 3 -
2009-2010 - 2 2 2 -
2010-2011 1 2 2 2 -

Таблица 6
Возрастной состав
год до 30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-55лет 56-60 лет 60 и более
2008-2009 1 1 3 - -
2009-2010 2 2 2 - - -
2010-2011 3 2 2 - - -

Социальные партнеры образовательного учреждения.
1. Нижнетагильский филиал Института развития регионального образования;
2. Дошкольные образовательные учреждения: №70,172,188,201,202,203
3. Другие образовательными учреждениями: Политехническая гимназия, ГДДЮТ, Тагилстроевский дом детского творчества, ДЮЦ «Радуга», городская станция туристов «Полюс», городская станция юных натуралистов, вокальная студия «Звонкие голоса», ДЮСШ.
4. Учреждения культуры города: Центральная городская библиотека для детей и юношества и ее филиалы; Городской краеведческий музей, Драматический театр им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, Нижнетагильский театр Кукол, Муниципальный молодежный театр, Музей-заповедник, Музей искусств
5. Комиссия по делам несовершеннолетних
6. Городской Совет ветеранов
Достижения образовательного учреждения. Уровень качества выполненных программных задач по реализации учащимися действующих требований государственного образовательного стандарта общего образования, по данным мониторинга, определяется как относительно «средний» в сравнении с общегородскими показателями. При этом наблюдается стабильная тенденция к сохранению качества образования
Главными критериями результативности в школе являются успешность учащихся в образовательной деятельности.
Показатель уровня успешности и качества образованности учащихся постоянно анализируется в ОУ.
Таблица 7
Динамика результатов обучения
уровень 2008-2009 2009-2010
расширенный 1% 7 %
оптимальный 21% 40,9%
базовый 77,8% 52,1%
ниже базового 0,2% 0

Таблица 8
Итоги участия учащихся в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
Мероприятие 2009-2010 2010-2011
Городские олимпиады Мусина Аня- призер олимпиады по русскому языку среди 4-х классов Ознобихина Александра - призер олимпиады по русскому языку среди 1-х классов;
Демидова Анастасия - III место в городе в олимпиаде по русскому языку среди 3-х классов
Коновалов Вадим - III место в районе в олимпиаде по математике среди учащихся 3-х классов
Ежегодно в образовательном учреждении проходит конкурс «Ученик года», школьный тур предметных олимпиад по русскому языку и математике «Умка».
УМК «Перспектива», выбранный образовательным учреждением, представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать цели и задачи программы развития образовательного учреждения.
Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой УМК «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.). Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.).
Категория: Мои статьи | Добавил: админ (2012-05-16)
Просмотров: 4193 | Рейтинг: 1.0/1